Впечатления победителей конкурса эссе

«Индонезия учит, что жизнь — это всегда движение, а движение в Индонезии бывает только от одного чуда к другому» — своими впечатлениями от поездки в Джакарту делятся победители конкурса эссе, посвященного 50-летию АСЕАН, Н.Ширяев и Н.Пракапович.

Морями теплыми омытая,
Лесами древними покрытая,
Земля родная Индонезия,
В сердцах любовь к тебе храним.
Тебя лучи ласкают жаркие,
Тебя цветы одели яркие,
И пальмы стройные раскинулись
По берегам твоим.

 

Песня вдаль течет,
Моряка влечет
В полуденные твои края…
Ты красот полна,
В сердце ты одна,
Индонезия – любовь моя…

«Утешение острова пальм»

План

  1. Подготовка к путешествию
  2. Москва – Стамбул – Джакарта
  3. Джакарта – город контрастов
  4. Визит в секретариат АСЕАН
  5. Поездка в Джокьякарту
  6. Подведение итогов

1. Услышав на церемонии награждения, проходившей в феврале 2018 г. В Центре АСЕАН при МГИМО, наши имена, мы не поверили своим ушам. «Должно быть, это какая-то ошибка. Неужели мы победили в конкурсе?». Как вообще можно победить в конкурсе, когда ты один из многих десятков более чем достойных участников – студентов и молодых профессионалов со всей России? Когда, шокированные, мы принимали призы из рук Послов Мьянмы, Сингапура и Брунея мы, пожалуй, даже и не вспомнили, что главный и самый ценный приз – путешествие в Республику Индонезию и посещение секретариата АСЕАН. Осознание пришло позже... Боже мой, мы летим в Джакарту! Впрочем, приятное удивление быстро сменилось приятными хлопотами сборов в поездку – планирование отпуска и переговоры с начальством, покупка всего необходимого, чемодан... Опытные путешественники знают, что много вещей брать в дорогу вредно и в пути можно обойтись и без предметов, которые кажутся незаменимыми при подготовке. Самое же ценное, что мы взяли с собой, — это карта местности, путеводитель и напутственные слова профессора В.В.Сумского.

2. Прямого авиационного сообщения между Москвой и столицей Индонезии нет. Среди существующих маршрутов самым удобным оказался перелёт через Стамбул, интереснейший город, словно специально кем-то разорванный на две части – Европейскую и Азиатскую и служащий воротами на Восток. Сейчас этот торговый город превратился в крупный транспортный и перевалочный хаб. В аэропорту Аттатюрк как нигде чувствуется дыхание Азии – базарная суета, толпы иностранцев (в том числе и красные как креветки русские туристы), речь на незнакомых языках. Мы даже заблудились и едва не опоздали на стыковочный рейс. А вот и индонезийская группа паломников, вероятно, возвращающаяся из путешествия по святым для мусульман местам. Одетые, словно в униформу, в цветные хиджабы женщины невысокого роста и сопровождающие их мужчины с плотно набитыми рюкзаками за плечами с эмблемой турфирмы толпились у нужного нам выхода к самолёту. А дальше — самый длинный перелёт в жизни: 11 часов без посадки!

3. Джакарта встретила нас тепло и дружественно, в традиционно мягкой юго-восточной манере (30 градусов жары и 100% влажность). Этот город не имеет славы туристической Мекки, однако, впервые оказавшись в столице Индонезии, мы сразу же прониклись атмосферой окутанного дымкой знойного мегаполиса с его быстротечными экваториальными сумерками и приветливыми жителями. Казалось бы, картина, легко узнаваемая для искушенного туриста, объездившего Юго-Восточную Азию вдоль и поперек, но это только при беглом взгляде. Как малозаметные детали разрисованного полотна открывают ценителю искусства его своеобразие и неповторимость, так и любой незнакомый город раскрывается только при полном погружении в его жизнь. Мы провели в Джакарте всего три дня и вряд ли можем претендовать на такое тесное знакомство со столицей, однако без сюрпризов не обошлось.

«Город контрастов» – так можно сказать о многих азиатских столицах. Джакарта – не исключение. Призывы муэдзинов к молитве, которые утопают в потоке городского шума, индонезийцы в ярких национальных нарядах, шокирующее соседство бедных лачужек и элитного жилья – первое, что бросается в глаза.

Отдельного внимания заслуживает ситуация на дорогах. От голландских колонизаторов Индонезия унаследовала левостороннее движение, которое поначалу сбивает с толку, но к которому быстро привыкаешь. Дело в том, что Голландия, будучи долгое время морской державой, испытывала на себе влияние флота, а на море встречное судно было принято пропускать справа. Правда, когда в 1795 году Голландия, находясь в оппозиции к Британии, приняла закон о правостороннем движении, про Индонезию почему-то «забыли».

Передвигаться по Джакарте днём в жару было бы настоящим мучением, если бы не доступность такси и удобная система автобусного сообщения. Кстати, метро в городе тоже строят, из-за чего перекрыты отдельные участки дорог и в часы пик машины намертво становятся в бесконечных пробках, к которым, впрочем, сами жители Джакарты относятся с изрядной долей юмора. Один иностранный дипломат даже признался, что Джакарта – первый город в его карьере, где на рабочие встречи он регулярно прибывает либо слишком рано, либо со значительным опозданием. Поэтому отношение ко времени здесь довольно гибкое.

Осмотр столицы мы решили начать с исторического центра города – площади Фатахиллах, на территории которой раскинулись здания старой колониальной постройки. Сегодня в них расположились исторический музей Джакарты, музей ваянга и музей изящных искусств, куда нам, к сожалению, так и не довелось попасть. Первый сюрприз, который нас ожидал, заключался в том, что все музеи по понедельникам не работают. Необычного вида пушка, стоявшая перед историческим музеем, красноречиво отражала ситуацию.

На самом деле, пушка Си Яго была сооружена португальцами при колонизации территорий Малайзии в ХVI веке. Что имели в виду португальцы, отлив на конце пушки изображение женской руки, осталось неизвестным, а у самих индонезийцев в связи с этим жестом родилось поверье, которое живо и по сей день. Рука, сложенная в фигу, по мнению местных жителей, обозначает плодородие и плодовитость, поэтому прикоснуться к пушке регулярно приходят бездетные пары.

Побродив по узким улочкам, протянувшимся в разные стороны от площади, мы двинулись дальше, в Анчол – местный парк развлечений в северной части города, где и провели оставшуюся часть дня. Здесь расположена одна из немногих городских зелёных зон, океанариум, зоопарк, тематический парк аттракционов, а также россыпь дорогих ресторанов, специализирующихся на морепродуктах – всё это делает Анчол излюбленным местом для досуга у местных жителей. Совсем рядом, кстати, можно найти голландское кладбище, посвящённое героям этой страны, сложившим голову на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны.

Еще один сюрприз Джакарта преподнесла нам на следующий день, когда мы решили подняться на национальный монумент независимости или сокращенно «Монас», расположенный в самом сердце города. Установленный в семидесятых годах прошлого века, этот обелиск высотой более 130 метров является символом свободы Индонезии. На первом этаже башни расположен небольшой музей, посвященный истории Индонезии. На верхних этажах монумента находится смотровая площадка, куда посетители поднимаются на лифте. Но перед тем как насладиться красотами города с высоты птичьего полета нам пришлось набраться терпения и отстоять два часа в очереди в тридцатиградусную жару. Однако это того стоило, по счастливой случайности в этот же день подняться на вершину монумента решил губернатор Джакарты Анис Басведан, пользующийся небывалым уважением у местных жителей. Наше совместное фото уже на следующий день собрало множество лайков на официальной странице городского главы в Фейсбуке. Как отметили беспристрастные комментаторы, некоторые русские удивительно похожи на индонезийцев.

Губернатор Джакарты Анис Басведан (слева) с туристами из России

4. Официальной частью нашего пребывания в Джакарте стал визит в Секретариат Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), 50-летие которой отметили в 2017 г.

30 мая в стенах здания Секретариата нас встретил атташе недавно открывшегося постпредства России при АСЕАН (и ещё совсем недавно – студент МГИМО) Роман Гришанов, а также сотрудники секретариата, подготовившие презентацию по истории и современному состоянию российско-асеановских отношений. После беседы состоялась экскурсия по зданию Секретариата – нам показали местную библиотеку, фонд которой стремительно пополняется (по словам нашего гида, скоро любой желающий сможет ознакомиться с асеановскими документами в электронном виде через интернет), а также провели в музей, где хранятся памятные подарки стран-участниц АСЕАН и диалогов партнёров Секретариату этой организации.


Подарок Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова секретариату АСЕАН − статуэтка в виде снопа рисовых колосьев − эмблемы Ассоциации и вплетенных в эти снопы цветов, символизирующих страны, входящие в АСЕАН. Сама Россия представлена ромашкой.


5. Джакарта произвела на нас неизгладимое впечатление, но по столице трудно судить о жизни в такой большой и многоликой стране, поэтому нам хотелось увидеть и «другую» Индонезию.

Иностранца, особенно жителя России, обычно удивляет мобильность индонезийцев, то, с какой лёгкостью они перемещаются по своей стране, расположившейся на более чем 17,5 тысячах островах общей площадью почти 2 млн кв. км. Мы решили не отставать от местных жителей и, за полчаса определив интересный нам маршрут, купили билеты на самолёт и отправились в культурную столицу Явы – Джокьякарту, которую в Индонезии ласково называют Джогджа (Jogja).

Двое суток, что мы провели в этом городе, оказались не менее насыщенными на события и впечатления. Здесь, перемещаясь из одной точки города в другую, совершаешь настоящее путешествие во времени, да что там! Иногда кажется, что попал на другую планету.

Например, когда любуешься закатом над древним индуистским храмом Прамбанан под призывы муэдзинов, а над твоей головой проносятся реактивные самолёты. Или когда под первые лучи солнца обходишь кругом все 500 ступ с медитирующими внутри них в позе лотоса буддами в грандиозном комплексе Боробудур, некогда затерянном в джунглях и обнаруженном в позапрошлом веке любопытными англичанами во время их короткого владычества на острове. Или когда бродишь по дворам и комнатам султанского дворца Кратон… Перед тобой словно оживают такие важные и надменные яванские придворные, а потом понимаешь, что никому и не надо оживать, вот они – все на месте, ведь султан по-прежнему правит этим регионом! Когда подбираешься вплотную к ещё дымящемуся после извержения гиганту-вулкану Мерапи, несколько лет назад уничтожившему ряд окрестных деревень. И, конечно, когда видишь последние лучи солнца, ласкающие райский яванский пляж, обнажённый к вечеру океаном...

6. Об увиденном хочется писать бесконечно, как хотелось бы остаться в незабываемой и уже такой родной Индонезии ещё день, неделю и дольше...

Сохраняя в сердце надежду на возвращение, мы отправились домой по уже знакомым точкам на карте мира. Джокьякарта – Джакарта – Стамбул, а потом опять Москва, поезд, Киевский вокзал, метро...

В Индонезии мы узнали много нового как о самой стране, так и о ее жителях. Индонезия учит, что жизнь – это всегда движение, а движение в Индонезии бывает только от одного чуда к другому. И это ощущение останется в наших сердцах даже после возращения в реальный мир.

Николай ШИРЯЕВ и Нина ПРАКАПОВИЧ,
победители конкурса эссе, посвященного 50-летию АСЕАН

 



Контакты

119454, Москва
проспект Вернадского, 76, офис 501-502

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7(495)225-38-18, +7(495)234-83-61